Совершенно случайно попали с приятелем в Римско-католический Храм на Святую Мессу. Небезынтересным было для нас, что главное католическое богослужение проходило на латинском языке.
В нынешнее время это стало редкостью, ибо «мёртвый язык» в церквях давно заменили национальными языками верующих. Вот и в Санкт-Петербургском Храме святой Екатерины Александрийской (Невский пр., 32-34) месса на латыни проходит всего лишь двенадцать раз в году, в последнюю субботу каждого месяца.
В нынешнее время это стало редкостью, ибо «мёртвый язык» в церквях давно заменили национальными языками верующих. Вот и в Санкт-Петербургском Храме святой Екатерины Александрийской (Невский пр., 32-34) месса на латыни проходит всего лишь двенадцать раз в году, в последнюю субботу каждого месяца.
Отправляясь на мессу, я почему-то был уверен, что мне обязательно понравится это «иное» или даже «инородное» действо (сам я православный). Есть мнение, что ходить по «чужим» церквям нехорошо. Не буду здесь спорить и усердно доказывать обратное. Для меня всегда было интересно посмотреть на «другой» мир. Присмотреться «не к таким» как я людям, узнать, о чём они думают, понять, во что верят. Говоря о «иных», «инородных», «других», «не таких», я закавычивал слова, так как выяснилось, что католики в общем, очень похожи на нас, и если столкнуться лицом к лицу с папистом или паписткой на улице, мы, скорее всего не обратим внимания на наши религиозные различия.
В просторном зале Храма святой Екатерины было не многолюдно. По первоначальной информации, месса на латинском языке должна была проходить в главном зале, но, по-видимому, так как прихожан собралось не более полутора десятка человек, богослужение перенесли в часовню, расположенную слева от главного алтаря.
По статистике, приход старейшей на территории России римско-католической церкви, построенной в 1782 году в паре десятков метров от «Невской перспективы», составляет не более 500 человек. Это и русские, и поляки, и французы, и итальянцы, и испанцы, и прибалты, и аргентинцы, и бразильцы, и гватемальцы, и кубинцы, и многие другие. Римско-католический Петербург поделен на шесть подприходов с десятком церквей и часовен.
Перед началом мессы священник-доминиканец отец Юрий Дорогин поздравил всех собравшихся с наступающим Адвентом. Латинская церковь именует сим словом период в четыре недели перед Рождеством. Первый день Адвента в нынешнем году – воскресенье, 27 ноября.
Католики-прихожане при этом сидели на деревянных скамьях, расположенных в центре часовни и аккуратных деревянных стульях, находящихся по периметру молитвенной комнаты. Сама часовня представляет собой светлое помещение с полуколоннами у алтаря, над которым установлено небольшого размера католическое распятие, раскрытое Евангелие и две свечи в подсвечниках. Над алтарём висит икона Остробрамской Божьей Матери. Говорят, что она преподнесена в дар петербургскому Храму литовцами. По бокам от алтаря в нишах стены установлены фигуры четырёх святых: Доминика, Петра, Иосифа и Екатерины. А фигурка Девы Марии стоит в углу противоположном алтарю.
Во время службы отец Юрий, облачённый в зелёного цвета накидку с белым капюшоном, говорил и на русском и на латыни. «Чем больше удовольствий, тем меньше доставляют они радости. Человек пресыщается. Человек хочет быть счастливым, но не знает, как им быть», - доносился ровный голос викария. Мне сразу вспомнились православные священники. Подумалось, что они произносят точно такие же мудрые речи.
А вот прихожане у нас и «у них» немного отличаются. У наших грусти на лицах больше, печали. Такое впечатление, что русский человек идёт к Богу в самый последний момент своей жизни. Католики, из тех что я видел, выглядят умиротворённее. После того как отец Юрий произнёс на латыни «Pax vobiscum!» («Мир вам!»), все собравшиеся в часовне стали поворачиваться друг к другу, и выражать любовь к ближнестоящему пожатием руки, прикосновением, либо приветственными словами, произнесёнными обязательно со светлой улыбкой.
Говорят, что в наше время кое-где католическую мессу стараются ещё более «приблизить к народу». Прямо в храмах экспериментируют с современной музыкой, которая звучит из динамиков вместо старых церковных песнопений.
Что тут можно сказать? С одной стороны религия не может не искать себя, не может не пытаться стать ближе, понятнее людям. С другой стороны, религия, культивирующаяся на Земле уже более двух тысячелетий, не может спешить за модой, походить на «кусок пластилина». Мне думается, что именно за это нужно уважать наше Родное Православие, больно «кусающее» любителей реформ ради реформ.
Что тут можно сказать? С одной стороны религия не может не искать себя, не может не пытаться стать ближе, понятнее людям. С другой стороны, религия, культивирующаяся на Земле уже более двух тысячелетий, не может спешить за модой, походить на «кусок пластилина». Мне думается, что именно за это нужно уважать наше Родное Православие, больно «кусающее» любителей реформ ради реформ.
По времени месса на латинском языке длилась около 40-ка минут. Интересно, что большинство присутствующих по-латински понимали. К тому же перед началом мессы каждый мог взять небольшую брошюрку «Ordo missae» (Чин Святой Мессы на латинском языке). После богослужения оказалось, что брошюрки оставляют, как и сделал мой приятель. Мне же подумалось, что книжечка эта может быть ещё полезна, и я решил забрать её домой. Думаю, что Римский Папа не обеднеет.
ФОТО: Сайт Храма святой Екатерины Александрийской
ФОТО: Сайт Храма святой Екатерины Александрийской


6 комментариев:
В чём же разница между православием и католицизмом, если не вдаваться в самые глубины учений? Католическую службу можно слушать сидя, в православных же храмах лавок нет. Католики строже к священникам - им нельзя жениться, у православных это право имеется. Наши храмы, одеяния священнослужителей, оклады икон,церковная утварь - всё в золоте и драгоценностях. Католики много скромнее. Объединяет нас одно - ВЕРИМ!
А если вдаваться? Когда я думаю о католицизме меня всегда одна мысль настораживает: почему мы на государственном уровне именно с католиками договориться не можем?
Вот именно это ты и должен выяснить и рассказать нам во второй части.
Я же не Карамзин с Гумилёвым))) На такие выводы большие фолианты есть. Мне кажется, моя задача просто показать изначальное добро любой традиционной религии. Что уж скрывать, сегодня нападают, зачастую фанатично и несправедливо, не только на наше православие, но и на католицизм и т. д.
Когда жили Карамзин и Гумилёв?.. у нас уже своя колокольня есть!
Вспомнила картинку...на стене при входе в разрушенную Рельскую церковь нацарапаны слова: "Боже,дай мне сил!" Вот уж действительно, последняя надежда...
Колокольня у нас своя, конечно, есть. Да уж больно невысокая. *ушёл читать.
Отправить комментарий