Страницы

25 октября 2011 г.

Чёрные дыры на песчаном берегу


«Чёрные археологи» разграбили древнее кладбище в Ленинградской области.
Не одну неделю прямо на берегу Луги лежали человеческие кости, черепа, остатки одежд и кованые гробовые гвозди. В последний месяц лета «чёрные копатели» разорили православное христианское кладбище финно-угорского народа водь, потомки которого до сих пор проживают на севере Кингисеппского района.

Настоящие археологи не успели

Даже в наше время всё это трудно передать словами.
http://zubov17.blogspot.com/2011/10/blog-post_25.htmlВот дорога, ведущая к живописному берегу широкой и полноводной у самого своего устья Луги, которая вдруг упирается в непонятный  «лунный пейзаж»: какие-то неестественного вида ямы, песчаные бугры.  Вот на открытом пятачке у самой воды, в том самом месте, где по данным археологов в 16-17 вв. находилось водское кладбище, с августа месяца (!) лежат разбросанные человеческие кости, черепа. 
Можно побороть брезгливость и присмотреться, разглядеть остатки ветхих одежд и даже ржавые кованые гробовые гвозди. И всё это в 21 веке, в каких-то полутора сотнях километров на запад от Северной культурной столицы. Ваш корреспондент тоже не поверил, когда услышал рассказ Кирилла Шмелева, старшего научного сотрудника Лаборатории Археологии, исторической социологии и культурного наследия Факультета социологии СПбГУ. Пришлось побывать на месте.


«Всё это я обнаружил ещё 23 августа, когда приехал для обследования могильника позднего Средневековья и постановки его на госучёт, - говорит Кирилл Шмелев, - Тогда на поверхности песка находилось не менее четырёх черепов (сейчас только один), человеческие кости крупные и мелкие, кожаная обувь, остатки сукна, ручки от гробов. Видимо, грабителей интересовали только металлические изделия, украшения».

По словам археолога, хорошо сохраниться органике позволил чистый кварцевый песок, в котором находились разграбленные могилы. На учёт объект был поставлен ещё в 60-е годы прошлого века. В 80-е, когда проходила очередная инвентаризация памятников Ленинградской области, на данной территории находилась воинская часть, учёных туда не пустили и по документам могильник оказался утраченным. Интересно, что люди (если, конечно, их можно так назвать), которые разорили древнее кладбище, обладали всей необходимой информацией по его местонахождению и работали с применением профессиональной аппаратуры – металлоискателей.

 
«Одни просвещаются, другие становятся варварами»

 «Это проблема не только Кингисеппского района или Ленинградской области, это проблема всей России. Боюсь, что скоро придёт время, когда для археологов, для нашей науки ничего не останется, - вздыхает Ольга Конькова, директор Центра коренных народов Ленинградской области. – Спрос на старинные предметы рождает «работу» для вандалов. В советское время их было меньше. Найдёт кто-нибудь где-то случайно ржавый топор, а девать-то его некуда. А с приходом рынка сбыта начали разграблять даже кладбища».


 По  её словам, сегодня «чёрные археологи» занимаются своей деятельностью очень профессионально. Они изучают специальную литературу, отслеживают информацию в интернете и даже… посещают научные конференции. Плюс, имеют дорогостоящую аппаратуру:
«Я давно занимаюсь Ленобластью. Разграбленные древнерусские, ижорские, вотские могильники есть в Кингисеппском, Волосовском, Гатчинском, Ломоносовском районах. Чтобы хоть что-то ещё сохранилось, я не буду называть конкретные места. В Гомонтовском могильнике мы как-то проводили экскурсию для детей, после этого его раскопали неизвестные. К сожалению, любые знания имеют сегодня две стороны, одни - просвещают, другие – превращают людей в варваров».

Местные не знают на кого подумать

В деревне Краколье (предместье Усть-Луги) о произошедшем на берегу реки акте вандализма не слышали. «Не думаю, что это сделал кто-то из местных», - поделилась со мной Зинаида Андреевна Савельева, вожанка по национальности. 


 «Святое отношение к кладбищам нам родители закладывали с раннего детства, нам не разрешали на них играть, что-то приносить с кладбища домой», - говорит местная жительница.
Впрочем, несмотря на то, что грабеж могил общество никогда не одобряло, считая его занятием постыдным, из века в век находились люди переступающие черту. Юрий Шевчук, руководитель Северо-Западной общественной экологической организации «Зеленый крест», привёл любопытный случай. В 1926 году недалеко от этих мест  в Мартышкино (Ломоносов) произошло «громкое» вскрытие могил. «Государство, опять же, всегда, с грабителями могил по мере сил боролось. Но тогда местные жители раскопали старинный шведский склеп семнадцатого века, достали 60 мумифицированных тел и расставили их ночью вдоль дороги, а также на тропинках кладбища», - говорит Юрий Шевчук.

Не помогают ни власть, ни церковь

По словам историка Андрея Барановского, примеры вандализма на кладбищах можно заметить практически везде, в том числе на охраняемых городских: Смоленском, Новодевичьем, Никольском.
«Большинство надгробий и старинных могил не состоят ни на учёте. И это в Петербурге, что же говорить о глубинке! К сожалению ни власть, ни даже церковь не обращают на это никакого внимания», - сетует Андрей Барановский.

На сегодняшний день кости собраны.  Археолог Кирилл Шмелев составил и отправил соответствующий акт в Департамент по охране памятников Ленинградской области.
Останки, с которыми предварительно поработают учёные-антропологи, предполагается освятить и предать земле на одном из водских кладбищ.  По словам Кирилла Шмелёва, восстановить древнее кладбище на прежнем месте на берегу Луги уже не получится.

Комментариев нет: